написать письмо       на главнуо
    Главная
    План работы РОО, ЦФГЦРО, ОУ, МО
    Новости
    О Центральном районе
    Методическая служба ГЦРО Центрального района
    Методические объединения
    ФГОС
    Аттестация
    Образовательные учреждения
    Дополнительное образование детей
    Дошкольные образовательные учреждения
    Методика
    МО учителей русского языка и литературы
    Проекты
    Августовская конференция
    Альманах детского творчества "Утро"
    Журнал "Новый ИМиДЖ"
    Конкурсы профессионального мастерства педагогов
    Конкурсы профессионального мастерства работников ДОУ
    Встречи в учительской
    Творческие страницы
    Международная выставка "УчСиб"
    Безопасное образовательное пространство
    Нормативные документы
    Смотры-конкурсы
    Творчество педагогов
    Одаренные дети
    Школа, семья, общество
    Олимпиады
    Научно-практические конференции школьников
    Конкурсы учащихся
    Творчество учащихся
    Полезные ссылки
    Доска объявлений
    Гостевая книга
    Фотогалерея
    Sort


      nsk-centr.ru | О Центральном районе | 

       О Центральном районе   

       

     


    Более века назад российский император Александр III в рескрипте наследнику престола подчеркнул необходимость «соединить обильные дарами природы сибирские области сетью внутренних рельсовых сообщений»:  вскоре началось строительство Великого сибирского железнодорожного пути. Транссибирская магистраль должна была пересечь Обь. По настоянию инженера Н.Г. Гарина-Михайловского было решено построить мост через Обь. 20 июля 1893 года в густом сосновом бору на берегу Оби состоялся молебен по случаю закладки моста. Проект был разработан профессором Н.А. Белелюбским.  Строительство моста требовало множество рабочих рук. Так и возник Новониколаевский поселок. В настоящее время один из пролетов моста установлен на специальных опорах у правого берега Оби, на том месте, где начиналось его строительство.
    Участок земли на правом берегу Оби, чуть ниже по течению от железнодорожного моста, был официально отведен в 1907 г. под Новониколаевскую пристань. Она стала самой крупной на Оби и стояла на первом месте в азиатской части России по оживленности грузового и пассажирского движения. В настоящее время это территория Новосибирского речного порта.

    Строительство Сибирской железной дороги в конце XIX века во многом определило развитие восточных районов Российской Империи. Поселок Ново-Николаевский, возникший на правом берегу Оби, в 1903 году стал городом с 10 тыс. жителями.  Его центр формировался у пересечения транспортных магистралей вокруг храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
    В 1925 году город Ново-Николаевск был утвержден столицей Сибирского края, а в феврале 1926 года сменил имя и стал Новосибирском.

    Новосибирск – крупнейший город России, являющийся административным центром Западно-Сибирского края и Новосибирской области. 
    Центральный район Новосибирска – сердце города, здесь сосредоточены основные культурные центры, 21 музей, 4 театра, 90 памятников архитектуры, истории, искусства, 7 крупных библиотек.
    Население Центрального района – 73 тысячи человек, средний возраст жителей – 40 лет, есть и долгожители: 39 человек достигло возраста 90 лет! По плотности населения район занимает первое место в городе: на 1 одном квадратном метре здесь живут 11422 человека.
    На территории Центрального района 11 крупных предприятий и организаций. Среди них есть промышленные, строительные, торговые, транспортные. 

    Каждый город символизируется в сознании его жителей с каким-либо архитектурным памятником или улицей. Подобно Красной площади в Москве или Невскому проспекту в Петербурге, Красный проспект символизирует Новосибирск и его Центральный район.  Красный (Николаевский) проспект начинается прямо от железнодорожного моста, пересекает три площади и выстраивает в почти десятикилометровую линию магазины, музеи, учреждения, жилые дома. Первоначально обочины заполняли деревянные дома. Часто вспыхивали пожары. Постепенно город застраивался каменными домами – купеческими особняками, зданиями коопераций, отделениями банка, городской думы… 
    В начале главной магистрали будущего города – Николаевского (Красного) проспекта расположен храм, его закладка состоялась 15 мая 1897 г. Архитектор - Николай Соловьев. В архитектурном решении использовались мотивы византийского храмового зодчества.  В 1938 г. по постановлению облисполкома храм был закрыт. Вначале срубили крест, дважды пытались взорвать сам храм, но разрушили лишь звонницу. Городские власти предоставляли здание церкви для размещения: проектного института, воинской части, студии кинохроники. 25 августа 1989 г. городской совет принял решение о передаче собора Новосибирской епархии. Сразу после возвращения собора началось его восстановление: вновь отстроена колокольня, перекрыты купола храма, обновлены и восстановлены внутренняя планировка и заново отштукатурены стены. В 2002 г. завершена роспись стен собора.

    Главным административным зданием центра Новониколаевска был городской торговый корпус, построенный в 1911 г в центре Базарной площади по проекту А.Д. Крячкова. Второй этаж занимали Государственная Дума и ее управа, казначейство, отделение Государственного банка. Там же находился самый большой в городе зал на тысячу человек.  На первом этаже здания располагались магазины. В подвалах размещались склады, котельная и локальная электростанция. В настоящее время здесь находится Новосибирский государственный краеведческий музей.

    В 1913 г. в России отмечалось 300-летие Дома Романовых, празднества проводились с небывалым размахом. В числе прочего служились молебны и сооружались памятные храмы. Новониколаевск – такое имя было дано городу в честь одного из самых чтимых на Руси святых – чудотворца Николая. 20 июля 1914 г. на Николаевском проспекте состоялись торжественный молебен и закладка часовни которая сооружалась на пожертвования верующих.   Часовня служила символическим центром Российской империи. В годы советской власти часовня была разрушена. На ее месте поставили памятник рабочему, который вскоре был заменен памятником Сталину, а после разоблачения культа  личности памятник сломали. Длительное время на месте часовни были лишь асфальт, скамейки и газоны. К празднованию 100-летия города была возведена часовня.  Сегодня Никольская часовня – символ города.

    В 1934-1937 гг. велось строительство на Красном проспекте знаменитого жилого 100-квартирного дома по проекту архитектора А.Д. Крячкова. В 1937 году на Международной выставке искусства и техники в Париже этот проект был отмечен дипломом «Гран При».

    Наиболее яркой иллюстрацией Красного проспекта служат, конечно, громада Оперного театра и часовня святого Николая Чудотворца, которая расположена в географическом центре России.
    Государственный академический Театр оперы и балеты является гордостью новосибирцев. Его строительство началось в 1931 г.  и задумывался как Дом науки и культуры, такой театр, который мог бы быть и цирком, и планетарием, и кинотеатром. Строительство театра было приостановлено во время Великой Отечественной войны, открытие состоялось 12 мая 1945 года, на сцене звучала опера Глинки «Иван Сусанин».



    Панорама НовониколаевскаИсторическая справка

    Панорама Новониколаевска. Вид с «Чертова городища» - левый берег р. Каменки (ныне – район размещения Новосибирсквнешторгбанка, ул. Кирова, 44). Фото 1912 г.
    Дом, расположенный на углу Николаевского (Красного) проспекта и ул. Тобизеновской (Горького), был построен в начале 20 в. и принадлежал Захарову. На первом этаже находились магазины «Сибирского торгово-промышленного товарищества», на втором – гостиничные номера. Это здание было снесено, как и весь квартал между ул. Горького и Чаплыгина, в конце 1960-х гг. На его месте построено многоэтажное здание (Красный проспект, 17).
    Дом, расположенный на углу Николаевского (Красного) проспекта и ул. Тобизеновской (Горького), был построен в начале 20 в. и принадлежал Захарову. На первом этаже находились магазины «Сибирского торгово-промышленного товарищества», на втором – гостиничные номера. Это здание было снесено, как и весь квартал между ул. Горького и Чаплыгина, в конце 1960-х гг. На его месте построено многоэтажное здание (Красный проспект, 17).


    Дом ЗахароваДом Захарова. Вид с пересечением ул. Тобизеновской (Горького) и Николаевского (Красного) проспекта. Фото 1911-1914 гг.
    К 1913 году население г. Новониколаевска составляло 86 тыс. человек. Территория города делилась на три части: Центральную (территория современного Железнодорожного района), Вокзальную (часть современного Железнодорожного района) и Закаменскую (часть современного Октябрьского района). Улица города образовывали правильную сетку кварталов, которые застраивались в основном деревянными одно-, двухэтажными домами. Исключение оставляли центральные улицы, на которых велось строительство из кирпича.


    Железнодорожный мост через р. ОбьЖелезнодорожный мост. Вид с правого берега Оби.
    Железнодорожный мост через р. Обь, строительству которого наш город обязан своим возникновением, был одним из первых крупных сооружений Транссибирской магистрали. Проект был разработан профессором Н.А  Белелюбским. 20 июля 1894 г. состоялась торжественная закладка моста, а в 1896 г. было проведено его испытание с нагрузкой 4 паровоза. Во второй половине того же года началась временная перевозка грузов и пассажиров. В 1897 г. было открыто регулярное движение. Пролетные строения старого моста в 2000-2001 гг. были демонтированы. В настоящее время один из пролетов моста установлен на специальных опорах у правого берега Оби, на том месте, где начиналось его строительство.


    Собор во имя Святого благоверного князя Александра НевскогоСобор во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Красный проспект, 1а.
    Закладка храма во имя Святого Александра Невского состоялась 15 мая 1897 г. на возвышенном участке у железнодорожного моста через р. Обь, в начале главной магистрали будущего города – Новониколаевского (Красного) проспекта. 29 декабря 1899 г. состоялось освящение храма, а в 1904 г. -  его боковых приделов. В 1915 г. он получает статус собора. В 1938 г., согласно постановлению облисполкома, собор был закрыт. В 1989 г. – возвращен Новосибирской епархии. Сосновой дачей в Новониколаевске называли сохранившийся в участок естественного леса между железной дорогой и ул. Фабричной. В 1912 г. там был открыт благоустроенный сад, названный в честь Александра III «Александровским», но сохранилось и его просторечное название – «Сосновка». В настоящее время территория сада поглощена промышленной зоной.


    Русско-Китайский банкРусско-Китайский банк. Красный проспект, 26. Здание было построено на пересечении ул. Болдыревской (Октябрьская) с Николаевским (Красным) проспектом в начале 20 века. С 1906 г. на втором  этаже этого дома разместилось Новониколаевское отделение Русско-Китайского банка. Первый этаж занимали магазины готового платья братьев Мирович, «Винно-колониальный магазин» и магазин «Россия». В 1910 г. на втором этаже находится уже Русско-Азиатский банк, а на первом – магазины товарищества «А.Ф. Второв и сыновья», торговавшие мануфактурой. В настоящее время в этом здании размещается Областная юношеская библиотека.


    Николаевский проспект (дом Ежова). Вид с пересечения Николаевского (Красного) проспекта и ул. Болдыревская (Октябрьская). Фото 1911 – 1913 гг. 
    На первом плане – трехэтажное кирпичное здание, принадлежавшее Ежову. Оно было построено на Николаевском (Красном) проспекте в начале 20 в., в центре квартала, ограниченного ул. Болдыревской (Октябрьская) и Асинкритовской (Чаплыгина). Отличительной особенностью здания был тротуар из стеклянных блоков, располагавшийся вдоль фасада, организованный для освещения подвальных помещений. Тротуар сохранялся до конца 1960-х гг. Первоначально на первом этаже дома находился аптекарский магазин и магазин «Вино-бакалея», затем кафе «Марс», позднее переименованное в «Кафе де Пари». В 1968 г. часть застройки Красного проспекта, в том числе и дом Ежова, была снесена в связи со строительством имени В. Маяковского.


    Пароходная пристаньПароходная пристань.
    Участок земли на правом берегу Оби, чуть ниже по течению от железнодорожного моста, был официально отведен в 1907 году под Новониколаевскую пристань. Она стала самой крупной на Оби и стояла на первом месте в азиатской части России по оживленности грузового и пассажирского движения. В настоящее время это территория Новосибирского речного порта.


    Городской торговый корпусГородской торговый корпус. Красный проспект, 23. Фото 1911-1915 гг.
    Городской торговый корпус был построен в 1911 г. в центре Базарной площади по проекту А.Д. Крячкова. Он стал главным административным зданием Новониколаевска. Второй этаж занимала Городская Дума и ее управа, казначейство, отделение Государственного банка. Там же находился самый большой в городе зал на тысячу человек. На первом этаже здания располагались магазины. В подвалах размещались склады, котельная и локальная электростанция. В первом этаже по центру здания был запроектирован сквозной проезд, позднее закрытый большим витринным окном. В настоящее время здесь находится Новосибирский государственный краеведческий музей.

    Историческая справка подготовлена Е.А. Кузьминой.

      ©2006 - 2011 Официальный сайт Центрального филиала городского центра развития образования г. Новосибирска
      отдела образования администрации Центрального района г. Новосибирска